Сайт с.Целегюн Магарамкентского района РД
Суббота, 17.11.2018, 15:54
Меню сайта

Поиск

Вход на сайт

Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Архив записей

Мини-чат
300

Статистика

Вири санал: 1
Мугьманар: 1
Чкадал алайбур: 0

Друзья сайта

 

                                                                                 

 

                                                   с.Целегюн                                                                      

 

 Население села 1801 жителей(2010г). Отдельный сельсовет Магарамкентского района.

World / Russia / Dagestan / 
Координаты: 41°39'28"N   48°17'46"E
                                              
                                               

ЦЕЛЯГЮН

Здесь моим информатором был девяностолетний Джалил Балаев, бывший учитель, знавший арабский язык.
О возникновении селения он сообщил следующее: в Азербайджане существовало лезгинское селение Ца-лагур. Население его росло, а свободных земель не было. Тогда безземельные сельчане ушли на левый бе­рег р. Самур и основали современный Целягюн. Это
событие произошло около пяти веков тому назад, т. е. в XIV—XV вв. К тому же времени относится, по сви­детельству Балаева, самая ранняя дата на местном кладбище.
Целягюн был независимым селением вплоть до XVIII в. Кроме крестьянства, здесь не было иных сос­ловий. Около того времени в Южном Дагестане усили­лись феодальные междоусобицы и борьба между разны­ми общинами. Этим воспользовались лакские феодалы, они стали вмешиваться в эти междоусобицы, предла­гая свою «помощь и защиту» то одной, то другой сто­роне. Здесь поселился бек. Именно таким образом Це­лягюн попал под «покровительство» родственников Сурхай-хана Казикумухского, причем сельчане внача­ле даже не особенно противились этому, надеясь на то, что пришлые феодалы защитят их от нападений.
В местных преданиях упоминаются беки Аббас-бек, Атем-бек. Отцом Аббас-бека был Гарун-бек, жив­ший в Курахе и бывший двоюродным братом Сурхай-хана. Кстати, целягюнские беки состояли в родстве и с Юсуп-ханом Ярагским и его потомками.
Вскоре Целягюн стал центром бекства, в которое входили также аулы Гезеркент, Кайсун, Магарамкент, Барбар-кент, Бирбир-кент. Кроме того, в Испике, Зух-раб-кенте, Али-кенте также были беки, предание называет их то родными братьями, то родственниками целягюнского бека.
Согласно одному ярагскому преданию, до Аббас-бека или вместе с ним в Целягюне правил Магомед-Али-бек, а в Испике в то же время — Ибрагим-бек. Все они были вассалами хана Кураха и Ярага.
Целягюнский бек имел земли (пастбища) Аббаса-кишлах -на территории Ханджал-кала и Эрид-дар на территории нынешнего Куканского сельсовета в Ку-рахском районе.
Кроме того, целягюнцы отбывали беку дегек: с каждого двора — рипе (4,5 пуда) ячменя и рипе пше­ницы, подвода дров, с каждых 40 голов скота по од­ной овце. В Целягюне от всех повинностей освобожда­лись духовные лица, старшина, нукеры. 
http://alpan365.ru/

 ЮХАРИ-ЯРАГ

Селения Юхари-Яраг и Ашага-Яраг, лежащие примерно в полутора километрах друг от друга, не­когда составляли одно общество, В XVIII—XIX вв. Юхари-Яраг было центром феодального владения. В селении сохранились развалины ханской резиденции, а вокруг нее — развалины семи бекских домов. Рядом с ханским дворцом располагалась кладовая. Все эти постройки были окружены крепостной стеной с бойни­цами и башнями, очевидно, построенной не столько против внешнего врага, сколько против своих же «под­данных» ярагцев. Вода поступала в эту крепость по гончарным трубам из билбилкентского родника (в 5 км от Ярага). После того как хан отвел воду по тру­бам, билбилкентцы стали испытывать большую нужду в воде и в конце концов разбежались. Большинство из них обосновалось в другой местности селения Билбил-кент-казмаляр. Остатки ханского водопровода уцеле­ли до сих пор.
Из построек феодального комплекса, занимающего целый квартал, более других сохранился дом Тагир-бека, сына Юсуф-хана. Я осмотрел его. Это двухэтаж­ный дом, имеющий 4 жилые’комнаты наверху и 4 хо­зяйственные — внизу. Одна из последних служила кладовой. В ее земляном полу я насчитал до десятка глубоких оцементированных ям с крышками для хра­нения продовольственных припасов, в первую очередь зерна, а возможно, и вина.
Интересные подробности о ярагских феодалах со­общил мне ярагинец Дадаш Магомедкасумов (78 лет).
Он знает арабский язык и, по его словам, в прошлом читал исторические рукописи о здешних ханах. Сог­ласно этим рукописям, местные ханы по происхожде­нию «яхули» из Кумуха и являются отдаленными по­томками одного из арабских предводителей, пришед­шего из Шама. Прямой их предок — Сурхай-хан из KvMyxa.
Первым ханом в Яраге, получившим здесь власть еще до Шамиля, был Юсуф-хан, сын Тагира и внук Аслан-хана. Жил он и в Курахе, и в Яраге. Его сыно­вьями были Тагир-бек, Халим-бек, Шахмардан-бек, Саид-бек, Нурсал-бек, Селим-бек, Магомед-бек. Им принадлежали дома, окружавшие резиденцию Юсуф-хана. По преданию, Селим и Магомед были беками в Курахе.
Известный историк и ученый Гасан Алкадари был какое-то время писарем у Юсуф-хана.
Собственно, Юсуф был первым и последним ярагским феодалом с ханским титулом, остальные мест­ные феодалы были беки.
Власть Юсуф-хана простиралась временами на весь Кюринский участок, доходя до Ашага-стала и Мага-рамкента. Собственностью хана были летние пастбища Сарфун и Куказ в долине Кураха, а также пахотные земли Бурзи и Хантул (на территории Ханджал-ка-ла), а также Курух напротив ханской резиденции. Хан был также собственником множества кутанов.
Все сельчане, не связанные родством с ханской семьей, считались раятами, т. е. феодально зависимы­ми. Была также немногочисленная прослойка рабов
Примечательно разнообразие феодальных повин­ностей рантов, сохранившееся в народной памяти. Основными обязанностями рантов были обработка хан­ских полей, уборка урожая, косьба сена (главным образом в местности Хантул), а также заготовка и дос­тавка в Курах дров с территории нынешнего Магарам-кентского района, доставка глины для ханских и бек­ских крыш из Кураха в Яраг (считалось, что курах-ская глина более водонепроницаема) и т . п.
Раятам не рекомендовалось появляться на улице, если по ней шел хан. Если же рант встречал хана или бека, то должен был сшшать шапку — иначе бы­вал бит. Юсуф-хан ввел в своих владениях право пер­вой ночи, но его сыновья превзошли его своим само­дурством и деспотизмом. Выразительный пример обычной жизни Ярага тех времен: когда в Касумкенте умер дядя Юсуф-хана Нуцал-хан, то хан приказал раятам нести его труп от Касумкента до Кураха на руках.
Раяты практически были лишены возможности протестовать в какой бы то ни было форме. Те, кто не мог более терпеть феодального произвола, бежали из родных мест. Из таких беженцев возникло с. Яраг-казмаляр.
В Яраге к моменту моего посещения еще сущест­вовал дом известного ученого Магомеда-Эфенди Ярагского. Дом был вблизи медресе. Мечеть располагалась поблизости — ее двухэтажное здание сохранилось до сих пор. Все эти постройки занимают почти целый квартал. Вначале все они были под контролем Маго­меда-Эфенди, но после того как он покинул Яраг, хан перестроил мечеть.
Некоторые сельчане считают, что первый этаж мечети использовался как медресе, а второй — как молитвенное помещение.
                                                 http://alpan365.ru/                 
 

 

Copyright MyCorp © 2018