Меню сайта |
|
 |
Вход на сайт |
|
 |
Поиск |
|
 |
Мини-чат |
|
 |
Статистика |
|
 |
Друзья сайта |
|
 |
|
 | |  |
|
АСАРИ-ДАГЕСТАН
|
Us5 | Дата: Пятница, 17.07.2015, 16:15 | Сообщение # 1 |
 Келле
Группа: Администраторы
Сообщений: 8
Репутация: 10
Статус: Исятда авач
| Настоящая книга представляет собой первую попытку переиздания трудов выдающегося ученого-историка, философа, поэта-просветителя, общественно-политического деятеля Дагестана конца XIX и начала XX веков Гасана-Эфенди Алкадари(1834—1910), внука известного шейха, учителя Шамиля и всех имамов Магомеда из Ярага (Магомеда Ярагинского)
|
|
| |
|
Us5 | Дата: Пятница, 17.07.2015, 16:23 | Сообщение # 2 |
 Келле
Группа: Администраторы
Сообщений: 8
Репутация: 10
Статус: Исятда авач
| Гасан Алкадари родился 15 октября 1834года в селении Бала-хани Аварского округа (ныне Унцукульского района), куда его отец Абдулла, сын Курбанали из селения Алкадар Кюринского округа (ныне Сулейман-Стальского района), переселился вместе со своим учителем Магомедом. Ярагинским, на дочери которого (ее звали Афисат) Абдулла женился, и родился у них сын Гасан — будущий крупнейший ученый и поэт дореволюционного Дагестана.Вскоре Абдулла вместе с семьейвозвращается в родной Алкадар, где Гасан учился у своего отца арабской грамоте, а отец его считался большим знатоком восточных наук: грамматики, логики, Корана, Хадиса, толкования снов, математики, основ стихосложения и т. д.Прошли годы. И Гасан в совершенствеовладел арабской грамотой, мусульманской юриспруденцией, изучил тюркский и персидский языки, ознакомился с основами естественных наук, астрономией и т. д.Алкадари преподавал арабские науки валкадарском медресе, был секретарем Кюринского правителя генерала Юсуфхана, членом окружного суда (диванбегом), наибом Южного Табасарана в течение двенадцати лет, писал книги, совершенствовался в науках, сотрудничал и с известными в то время, газетами, журналами, вел оживленную переписку с видными учеными, поэтами, религиозными деятелями.В 1877 году в Дагестане вспыхнуловосстание, и Гасан Алкадари был обвинен в участии в этом восстании, заключен в тюрьму, а затем сослан в ссылку в город Спасск, Тамбовской губернии, где он вступил в тесные связи с местным мусульманским населением, так как был знатоком исламской религии и шариата.Здесь, в городе Спасске, вокруг которогобыло много татарских сел, Алкадари познакомился со многими образованными, известными татарскими учеными, поэтами, религиозными деятелями, пользовался у них большим уважением иавторитетом за его большой ум, ученость, широкий кругозор, доброту и благородство, за глубокие знания мусульманской религии, мусульманского права, обычаев, традиции.Имамы окрестных деревень часто приглашалиАлкадари на свои торжества, праздники. Свои впечатления об этом крае Алкадари подробно описывает в книге «Диван ал-Мамнун».Гасан Алкадари хорошо знал историю икультуру народов Дагестана, жизнь, быт, обычаи, сам был участником и свидетелем многих исторических событий. Так, ему случилось присутствовать при пленении Шамиля 25 августа 1859 года., По словам известного аварского ученого-арабиста М-С. Саидова, через 50 лет (т. е. в 1909 году), когда всех оставшихся в живых свидетелей пленения Шамиля пригласили на торжество по этому поводу в Гуниб, Га-сан Алкадари не смог принять в нем участия, так как был стар и болен а, может, просто и не захотел, ибо к Шамилю он относился с большой симпатией и пленение его считал трагическим событием в истории Дагестана.Перу Гасана Алкадари, который писал наклассическом арабском, тюркском, персидском, языках, принадлежит множество книг, научных трактатов, поэтических посланий, эпистолярных произведений. Среди них особой известностью пользуется его знаменитая историческая хроника «Асари-Дагестан» (исторические сведения о Дагестане»), где впервые изложена история народов Дагестана на протяжении многих веков на основе многочисленных источников: тюркских, арабских, персидских и т. д.Книга «Асари-Дагестан» впервые издана наазербайджанском языке в г. Баку в 1903 году. В 1929 году она вышла на русском языке в превосходном переводе сына Алкадари Али Гасанова, которого в свое время называли «профессором Востока». Он окончил до революции 1917 года два факультета (исторический и юридический) Петербургского университета, кроме русского, владел тюркским, арабским, персидским языками.Сегодня, уважаемые читатели, вы являетесьсвидетелями второго рождения знаменитого сочинения Гасана Алкадари, спустя 65 лет, прошедших со дня первого ее выхода в свет на русском языке.
|
|
| |
|
Us5 | Дата: Пятница, 17.07.2015, 16:27 | Сообщение # 3 |
 Келле
Группа: Администраторы
Сообщений: 8
Репутация: 10
Статус: Исятда авач
| Среди других работ Алкадари следуетотметить наиболее известные книги его: «Диван ал-Мамнун» (1913 г., на арабском языке) — сборник стихов, где подробно описаны события 1877 года.; «Джираб ал-Мамнун» (на арабском языке, 1912 г.) — Эта книга была настольной для многих дагестанских кадиев. В ней изложены основные положения мусульманского права и другие вопросы исламской религии, даны подробные разъяснения и ответы многим людям, обращавшимся к Алкадари с разными вопросами с разных концов Дагестана и за его пределами.По признанию крупного ученого-арабистаМ-С. Саидова, это очень серьезная и значительная книга, где автор обоснованно излагает точки зрения крупнейших мусульманских ученых, особенно шафиитского толка.Выдающийся ученый, алим-арабист,крупнейший деятель духовной культуры Дагестана Гасан-Эфенди Алкадари оставил после себя богатое и бесценное научное и культурное наследие.«Я считаю желательным изучения наследияГасана Алкадари, включение в исследовательские планы его «Джираб аль-Мамнун» как образцы отображения мусульманского права и местных адатов в Дагестане», — отмечал названный выше видный ученый-арабист М-С, Саидов в своем докладе на юбилейной научной сессии в 1984 г., посвященной 150-летию со дня рождения Гасана-Эфенди Алкадари,«Личностью исключительно самобытной ияркой индивидуальности вошел в историю дагестанской многонациональной культуры Гасан Алкадари, — говорил на той же сессии председатель Президиума Дагестанского Филиала Академии наук СССР Гаджи Гамзатов. — Нет преувеличения в том, что без его многогранной и плодотворной деятельности на поприще науки, просвещения и общественно-политической жизни немыслимо представить себе историю культуры Дагестана второй половины XIX и начала XX веков. Автор исторического сочинения «Асари-Дагестан», в которойвпервые изложена история народов Дагестана на протяжении многих веков, историко-биографической и поэтической хроники «Диван ал-Мамнун», юридического и этико-философского трактата «Джираб ал-Мамнун», многочисленных поэтических посланий, признанный знаток истории и мусульманской юриспруденции — таков Га-сан Алкадари, широко образованный ученый, поэт, общественно-политический деятель, имя и свершения которого пользовались огромной для своего времени популярностью в Дагестане и за его пределами. Вместе с тем и прежде всего — это глубокий и тонкий знаток жизни, быта, дум Дагестанского народа, выразитель их чаяний. Это с его именем связано создание одной из первых в Дагестане светских школ, двери которой были открыты для всех дагестанских детей»Воздавая должное Алкадари, его заслугам,мы однако забывали и забываем о главном — о подлинном возрождении его научного, духовного и культурного наследия, переиздании его трудов, наиболее полном выявлении и собирании всего его богатого наследия, всех его работ, хотя это связано с немалыми трудностями, связанными прежде всего с переводами наиболее значительных сочинений Алкадари, созданных на арабском, тюркском, персидском языках с соответствующими комментариями. Но, как говорится, черт не так уж страшен, как его малюют, Надо только желания.
|
|
| |
|
Us5 | Дата: Пятница, 17.07.2015, 16:27 | Сообщение # 4 |
 Келле
Группа: Администраторы
Сообщений: 8
Репутация: 10
Статус: Исятда авач
| Дагестан еще в долгу перед своим славным ипреданным сыном и по части увековечения его памяти. Как ни странно, до сих пор ни одна школа, ни один институт, ни одна улица не носит имя видного ученого и деятеля просвещения Гасана Алкадари, творчество которого пронизано огромной любовью к Дагестану, идеями дружбы и единства дагестанских народов, мыслями об их прогрессе и процветании, приобщении к передовой русской, европейской и мировой цивилизации.Имя Гасана Алкадари заслуживает должногопризнания и широкой пропаганды, а труды его должны занять подобающее место в программах учебных заведений.Общественный Фонд имени Алкадари видитсвое предназначение в возрождении научного, духовного и культурного наследия не только этого замечательного ученого, поэта и просветителя, но и других выдающихся мыслителей Дагестана прошлого.«Асари-Дагеста.н». Вот уже боле)е 100 летпережила эта уникальная историческая хроника, энциклопедия по истории Дагестана многих веков. Нет сомнения в том, что ока переживет еще не одно столетие. Шихзада ЮСУФОВ,писатель, журналист, председатель общественного фонда Алкадари.
|
|
| |
|
Us5 | Дата: Пятница, 17.07.2015, 16:39 | Сообщение # 5 |
 Келле
Группа: Администраторы
Сообщений: 8
Репутация: 10
Статус: Исятда авач
| Книга (Исторические сведения о Дагестане)Составил Мирза Гасан-Эфенди сын Гаджи Абдулла-Эфенди Алкадари Дагестани.ОТ АВТОРА Сведения о Дагестане Благословенном1).Во имя творца земли и неба,Владыки милостивого и руководителямилосердных.Начинаю задуманный мною труд,Хваля аллаха за его благодеяния,Прося его помочь мне окончить его.Так, чтобы улемы2) были им довольны.Поистине он славен, лучший покровитель.Он научил людей тому, чего они не знали.Он из них одну группу наделил благочестием,И та поднялась на высокую ступень,И справедливость его решила оставить Некоторых несведущих в состоянии слепоты.Так он судья справедливый во всем.Он велик в своих решениях праведных.Он послал великих мудрых пророков Людям, включая вождя последнего),Славнейшего избранного, лучшего из вестников,Который передал от него то, что он ниспослал.Боже, благослови их, а также Их народы и их последователей почтенных.Спаси и помилуй раба твоего М е м н у н а4)И тех, кто относится к нему сочувственно.Боже, обнажи его мысль и облегчи ему Труд, который дал бы писателям хотькое-что.Затем я не достойный) Гасан Алкадари Дагестане, сын покойного богослова Гаджи Абдулла-Эффенди, начну речь и объясню свою цель следующим образом.Г а з е л ь6).Повод к этому труду дал мне некто гордость Дагестана Эмир7) бесподобный, сведущий и приятный, Земель Табасаранских, владетельного дома, Усовершенствовавшийся в превосходстве среди сородичей, Скромный, веселого нрава, приятной наружности, хороший собеседник,Житель Гимейды8) Бейбала бекасын Ахмед-хан. Да даст бог постоянный почет ему с его близкими. Да даст ему успех в добрых делах всю жизнь. Если сведения эти окажутся смутными, а речь мояпечальною,То не удивительно, ибо и меня судьба смутила и опечалила. Каждый может дать лишь то, что имеет; по хозяинуи вещь его9):Эти верные поговорки подходят ко мне. Вначале этого труда Мемнун написал дату Года Гаваши без ляма10)месяца Шаввала благоприятного11).1307 (1890).
|
|
| |
| |
 | |  |
|